Заказать
обратный звонок
Корзина
0 позиций
0

Цветочный ритейл

Image.asp.jpgТорговля цветами во всем мире славится хорошей финансовой отдачей. В России этот бизнес буквально расцвел в постперестроечные времена, когда появились современные технологии и оборудование.

С тех пор радикально увеличилось количество цветочных магазинов, появились и новые форматы - флористические бутики и салоны. На обустройство интерьеров этих заведений владельцами тратятся крупные суммы. И продукция, безусловно, всегда должна быть на уровне и поддерживать престиж марки. Поэтому одной из главных задач ритейлеров в этом бизнесе - насколько это возможно долго сохранить свежесть и пер возданный вид продукции.

Свежесть, и только свежесть

Срезанные цветы хранят при температуре +8...+10°С. Охлаждение должно быть статическим. Это правило обязательно для всех, и от него никуда не деться. Есть несколько путей выполнения данного условия, и хотя наиболее распространенные варианты сего дня отличаются друг от друга, все они, так или иначе, используют современное ТХО. Одни сооружают холодильную камеру (ХК) в одном из подсобных помещений. Другие закупают в больших количествах специальные охлаждаемые цветочные витрины для торгового зала. Бывают случаи размещения букетов на полках презентеров (холодильных шкафов для напитков).

2.jpgВсе чаще в последнее время магазины строят камеры со стенками из стеклопакета прямо в торговом зале, а сплит-система прячется за его пределами. Если же хозяин торговой точки против того, чтобы устанавливать витрины непосредственно на коммерческой площади, достаточно приобрести хороший кондиционер, который поддерживает температуру в зале на уровне +18°С (при этом часть цветов на ночь перемещается опять-таки в резервную холодильную камеру).

3.jpgВ широком ходу в наших салонах оборудование для продажи цветов, созданное на основе стандартных видов ТХО. «Специальные холодильные шкафы и «горки» для установки в торговых центрах, цветочных магазинах и флористических салонах разрабатываются ведущими производителями стандартного ТХО для торговли цветочной продукцией. Стоимость раз личных моделей этого направления колеблется в пределах 40-200 тысяч рублей и более, в зависимости от изготовителя и полезного объема камеры», - говорит Вадим Герасимов, менеджер по технологическому оборудованию компании «МАГАЗИН ДЛЯ МАГАЗИНОВ». Имеются модели как с распашными (открываются наружу), так и с откатными (экономят пространство и позволяют расположить объемные модификации даже на небольшой площади).

«Эконом-вариант» - холодильная сплит-система, являющаяся аналогом привычной установки кондиционеров. Наиболее широкое распространение такое охлаждение получило в маленьких торговых точках у метро, когда необходимая температура поддерживается в том же помещении, где постоянно находятся покупатели и продавец. Плюс здесь заключается в том, что, в отличие от стандартного кондиционера, холодильная система является более надежной установкой, поддерживающей любую необходимую температуру и обеспечивающую необходимый температурный режим.

Для хранения цветов служат дополнительные камеры хранения при магазине. Они также могут быть сконструированы практически в любом помещении. Здесь устанавливается специальная конструкция воздухоохладителя, когда холодный воздух распределяется по камере максимально равномерно и не повреждает хрупкие бутоны и соцветия растений.

Один из самых распространенных видов ТХО для продажи цветочной продукции сегодня - холодильные камеры с модульными стеклопакетами. Они часто в последнее время стали применяться в бутиках и специализированных салонах, а также в сетевых магазинах. С их помощью также обустраивают цветочные отделы в ТЦ и продуктовых супермаркетах. Для их создания используются сэндвич-панели - многослойные конструкции, состоящие обычно из двух покровных слоев и утеплителя. Рассчитанные на хранение цветов при температуре от +2 до +12°С, в зависимости от вида цветов, а также упаковки, камеры для цветочной коммерции - среднетемпературные, толщина их панелей составляет 80 мм.

При покупке очень важно рассчитать необходимый запас мощности холодильного оборудования. «Конечно, можно подобрать холодильную установку и без всякого запаса мощности, что позволит сэкономить при покупке камеры и оборудования. Но нет гарантии, что такая холодильная установка сможет поддерживать нужную температуру в камере всегда, например, при частом открывании дверей или более частой загрузке цветов, чем планировалось. Соответственно, сэкономив сначала, заказчик может в дальнейшем понести убытки, вынужденно списывая товар в больших количествах», - объясняет Александра Воробьева, менеджер отдела продаж компании «ГРОССХОЛОД».

Камеры цветения

Холодильные камеры - на сегодня, пожалуй, самый технически сложный и затратный вариант оснастки торгового пространства для продажи цветов. Однако ХК широко применяются в этом ритейле, поскольку имеют ряд положительных характеристик. Камера, являясь одновременно витриной, работает бесшумно и позволяет предоставить покупателю максимальный обзор продукции. Для освещения внутренней площади обычно используются лампы со специальным спектром излучения, которые не только выгодно подчеркивают красоту продукции, но и благоприятно воздействуют на цветы.

4.jpgДополнительные преимущества заключаются в том, что свежесрезанные цветы хранятся в таких камерах дольше, а сами они выполняются по заказу в соответствии с дизайнерской концепцией и интерьером самого магазина. При этом максимально эффективно используются торговые и складские площади заказчика, во многом за счет того, что нет ограничения по минимально используемой площади, что дает возможность «вписать» их практически в любое пространство. При необходимости камеры довольно легко разбираются для перевозки либо переноса на иное место.

Стоимость одной камеры, а вернее, полного проекта (от изготовления до монтажа на месте) в среднем колеблется в пределах 3,5-10 тыс. евро. Сумма покрывает себестоимость оборудования, монтажа и пуско-наладочных работ. Такое существенное различие в цене обусловлено несколькими факторами. Это, в первую очередь, размеры камеры, количество внутренних перегородок и количество стеклянных фасадов. В зависимости от дизайна торгового помещения, длина, ширина и высота конструкции задается разная, а количество фасадов может варьироваться от одного до четырех.

Таким образом, внутренний объем (он же - коммерческая площадь) зависит лишь от архитектурных особенностей помещения и размеров вашего кошелька. За минимальную указанную цену вам изготовят небольшую камеру, объемом около 4,5 куб. м с одним стеклянным фасадом. За 10 тыс. евро внутренний объем увеличится до 15,5 куб. м, а количество фасадов - до четырех. Также возможен заказ дополнительных опций, таких как откатные двери или двусторонняя ламинация, что, разумеется, потребует еще финансовых вложений.

Форма цветочной камеры зависит от объемно-планировочного решения конкретного торгового объекта. Это может быть правильная прямоугольная «коробка», усеченная трапеция (при угловом размещении), многогранник. Для оформления фасадов используются некоторые способы декорирования: отделка внешних поверхностей пластиками или использование зеркал. Очень часто можно увидеть зеркальную панель на задней стенке камеры, которая, отражая экспозицию, визуально увеличивает объем камеры. На внешних непрозрачных поверхностях конструкции может быть установлена эконом-панель с навесными элементами для размещения дополнительного товара - лен точек, пакетов и прочих сопутствующих товаров. Так что при проектировании ХК открывается широкий спектр дополнительных возможностей, поэтому расчет бизнес-проекта холодильной камеры осуществляется индивидуально в зависимости от потребностей клиента.

5.jpgВ ином свете

Большой процент успеха в деле продажи цветочного товара приходится на освещение. Общего фона растениям обычно не хватает, поэтому специалисты рекомендуют использовать фитолампы непосредственно в помещениях или специальные лампы дневного света, способствующие продлению срока жизни растений, в камерах-витринах. Подсветка создает своеобразные «островки» лета, располагаясь над наиболее светолюбивыми растениями.

Демонстрация и хранение

Холодильные камеры оборудуются моноблоками, cплит-системами или холодильными агрегатами. Моноблок представляет собой агрегат, в котором испаритель, компрессор и конденсатор собраны в одном корпусе и монтируется с внешней стороны камеры. Сплит-система состоит из воздухоохладителя и компрессорно-конденсаторного блока.

Последний устанавливается на улице или внутри помещения, если температура воздуха допускает дополнительные тепловыделения. Чтобы покупатели (и продавцы) не испытывали неудобств, используются шумопоглощающие подкладки под агрегат. Чтобы покупатели (а также продавцы) не испытывали неудобств, применяются подкладки под агрегат, снижающие уровень вибраций и шумов. Модно сегодня применять решения, которые позволяют скрыть холодильное оборудование от глаз покупателей.

Почти всегда покровные слои сэндвич-панелей выполняются из холоднокатаной стали с поли мерным покрытием. При изготовлении холодильных камер обычно применяется оцинкованная сталь. Наполнителем панели является пенополиуретан. Иногда также используют пенополистирол или минеральную вату, однако ППУ все же более распространен за счет более привлекательных, по сравнению с названными наполнителями, характеристик. Он обладает самым низким коэффициентом теплопроводности, не подвержен разложению и гниению, не разрушается под воздействием температурных колебаний, атмосферных осадков, агрессивной промышленной среды, обладает повышенной механической прочностью, высокой экологичностью. Благодаря высокому уровню плотности и жесткости пены, панели могут выдерживать нагрузку до 200 кг на 1 кв. м.

Вращение и цветочный вендинг

«На сегодняшний день в России, к сожалению, пока нет такого разнообразия ТХО для продажи цветов. То, что сегодня делают и широко применяют в Европе и США, до нашей страны еще не дошло. А ведь в заграничных флористических бутиках и салонах часто встречаются весьма интересные и необычные технические решения», - считает Татьяна Прокофьева, заместитель генерального директора компании "РЕГИОН ХОЛОД СЕРВИС". Что же такого интересного там можно встретить?

Дело в том, что многие западные производители ТХО разрабатывают линейки оборудования специально для сегмента цветочного ритейла. И нередко в таких специализированных моделях можно встретить элементы торговой мебели. Например, уже 3-4 года букеты выставляются на вращающихся полках многогранных холодильных витрин. Нет нужды даже говорить о том, насколько пре красно выглядят распустившиеся бутоны лилий и роз, освещенные со всех сторон точечными источниками света, которые дают также дополнительные блики, умноженные движением, отражаясь от стеклянных фасадов! Дополнительным преимуществом таких конструкций является возможность рассмотреть цветы во всех деталях со всех сторон. Обычно в таких витринах выполняют 5-6 граней.

Многие западные предприниматели, решившие заняться вендингом и цветочным бизнесом одновременно, давно получили возможность сочетать оба вида коммерции. Существуют торговые аппараты и для продажи цветов. В этом случае букеты упаковываются в надежные пластиковые емкости, которые предохраняют их от возможного повреждения механизмами, осуществляющими подачу цветов клиенту. Такие автоматы также оснащены стеклянными фасадами для возможности обзора продукции покупателем. После того, как человек сделал выбор, он опускает деньги, нажимает необходимую кнопку и получает букет. Оборудование снабжено колесиками, которые позволяют обслуживающему персоналу откатить его к складу и пополнить товарный запас, после чего, закрыв на ключ дверцу с обратной стороны автомата, вернуть его на место.

Однако, несмотря на то, что многие западные образцы ТХО нам пока недоступны по тем или иным причинам, решений по оснащению цветочного магазина в России все же существует немало. Можно применять каждый способ в отдельности или комбинировать различные варианты, тут полет фантазии ограничивается лишь видами оборудования, представленными у его производителей. Следует помнить лишь главное правило: для оформления интерьеров всегда следует искать новые и интересные решения, которые расширят аудиторию и принесут доход.

Под букетами

Пространство для продажи цветов - это всегда креатив. Шаблоны здесь можно встретить, пожалуй, лишь у представителей мелкого ритейла, на небольших пунктах продаж. В бутиках, салонах и даже сетевых магазинах никакого стандартного оборудования не увидишь.

Главный принцип здесь - ничем не ограниченный полет фантазии владельца магазина или нанятого им дизайнера, а следовательно, абсолютная свобода покупателя при совершении покупки.

Пожалуй, самый распространенный вид торговой мебели в цветочном бизнесе - подиумы, благодаря которым посетители обращают внимание в первую очередь на дорогие букеты и изысканные горшечные растения. Особые ощущения у посетителей флористических салонов вызывают стеллажи с зеркальной поверхностью и огромные зеркала на стенах, зрительно расширяющие пространство. Среди последних дизайнерских находок - использование кованой мебели, которая, благодаря своей незаметности, не отвлекает внимание от товара. Неприхотливое в уходе, подобное оборудование плюс ко всему никогда не вызовет ощущение дискомфорта у покупателя. Клиент всегда готов приветствовать новые решения. Однако дизайнерам не следует забывать и о классах продаваемого товара - «огранка» должна гармонично соответствовать содержимому. Вот, например, в один из питерских салонов закупили довольно грубо сбитую деревянную мебель в ярмарочном стиле. Это, безусловно, отличный вариант для продажи семян, саженцев и удобрений, но букеты в таком интерьере теряются.

Эльмира Кромская,
журнал «Оборудование» №10 [101] 2008 [октябрь]