Капризы «важных мелочей»
Если несколько лет назад за основу многих видов оборудования для аксессуаров в России брались разработки зарубежных фирм (в основном итальянских), то на сегодняшний день используются собственные разработки компаний.
В советские времена все товары, в том числе и аксессуары, выкладывались либо на полки стеллажей, либо на прилавки под стекло. В 1990-х к оформлению магазинов подходили с точки зрения экономии, поэтому оборудование для презентации шарфов, сумок и ремней было недорогим, типовым и приобреталось, только когда необходимость в нем была действительно острой. Сейчас ситуация изменилась кардинально - растущая конкуренция потребовала индивидуального подхода к оформлению каждого магазина. А это повлекло за собой и серьезный подход к выкладке товара. Теперь даже для мелочей придумано специальное оборудование. Стоит отметить, что и спрос на аксессуары сегодня вырос, следовательно, их нельзя оставлять без внимания.
Общие тенденции
- «Показать товар лицом» - это не просто слова, а жизненная необходимость, - говорит Юлия Ларионова, генеральный директор ООО «ВиЛаР». - Сегодня магазины при подборе оборудования для аксессуаров действуют в нескольких направлениях, в зависимости от своей концепции и объема инвестиций. Во-первых, в штате некоторых торговых предприятий есть профессиональные дизайнеры, понимающие задачи, поставленные перед ними, и умеющие четко поставить цели перед фирмой-изготовителем. Яркий пример - сеть магазинов «Золотой замок», где очень серьезно относятся к оформлению залов, к выкладке товаров, удобству для покупателей и продавцов, к хранению аксессуаров, исходя из своих, проверенных временем, потребностей.
Причем это касается не только стеллажей, витрин и стоек под ремни, зонты, сумки и портмоне, но и таких, казалось бы, мелочей, как крючки для платков и галстуков. И если несколько лет назад за основу многих видов оборудования брались разработки зарубежных фирм (в основном итальянских), то на сегодняшний день используются собственные разработки компании.
Второй вариант - подбор торгового оборудования из стандартного набора, предлагаемого фирмами-производителями. У многих компаний, действующих сегодня на рынке, создан некий арсенал моделей стеллажей и стоек, позволяющих с максимальным удобством выставить разнообразный товар на различных по объему площадях и в разных условиях. Часто они, уже готовые, есть на складе. Это удобно для заказчиков, ищущих качественное оборудование по демократичным ценам, и для тех, кому стеллажи и стойки нужны в кратчайшие сроки.
Третье направление, по которому сегодня чаще действуют магазиностроители, - эксклюзивная разработка дизайна и конструкции оборудования. Это позволяет торговому предприятию создать свой оригинальный стиль, включающий в себя все - от фирменных ценникодержателей до контейнеров для хранения товара. Удобство данного варианта еще и в том, что оборудование изготавливается под размеры конкретного помещения.
Бутик: стиль превыше всего
Сегодня аксессуары продаются как в специализированных торговых точках, так и в магазинах одежды, обуви и даже детских товаров. Но если в бутиках мужской или женской одежды они - только дополнение, а потому ассортимент их ограничен, то в специализированных магазинах аксессуары «правят бал», и их там великое множество. Отсюда и особенности выкладки товаров.
- В бутиках все торговое оборудование должно подчеркивать высокий класс товара и самого магазина, - рассказывает Олег Павлов, исполнительный директор компании «Агат», - поэтому все оборудование для магазинов такого формата изготавливается на заказ. Аксессуаров в них может быть немного, но они дорогие, поэтому им уделяется особое внимание, для них предусматриваются специальные места. Например, в магазине мужской одежды обязательно есть стойки с кожаными ремнями, подиумы с портфелями и стеллажи с галстуками. В бутиках женской одежды над стойками с платьями и пальто сделаны полки для сумок, на демонстрационных столах причудливо выложены шарфы и платки, а в расчетно-кассовой зоне обязательно есть стойка или стеновая панель для бижутерии. Аксессуары здесь располагаются рядом с предметами гардероба, с которыми сочетаются.
Площади бутиков и сетевых универмагов одежды, как правило, позволяют свободно располагать товары, поэтому в них и появляются демонстрационные столы, островные стеллажи и т. п. Не экономия пространства, а наиболее выгодная презентация товара выходит здесь на первый план. Так, в бутике итальянской мужской одежды «Banzalini» кожаные чемоданы и сумки демонстрируются на невысоком подиуме в центре зала. Их немного, но при такой презентации их нельзя не заметить. Галстуки выложены в специальных стеллажах с ячейками, но рядом с полками для рубашек. Причем ряд рубашек располагается вровень с палитрой галстуков, подходящих к ним по цвету. Интересно еще, что ячейки для галстуков одновременно являются накопителями. Дело в том, что ширина полки для рубашек - 30 см, галстучные стеллажи стоят рядом, поэтому их глубина должна быть такой же (хотя этому предмету гардероба, свернутому в рулон, требуется примерно 10 см). Вот и выходит, что в каждой ячейке лежит не один галстук, как видно с фасада, а три.
Если говорить о материалах, из которых изготовлено оборудование, то в бутиках часто используется стекло. Оно придает легкость конструкциям и создает требуемый эффект презентабельности стеллажей и столов. Например, в «Banzalini» мы сделали полки в стеллажах для галстуков стеклянными, тогда как для более демократичных форматов делали их из ДСП и МДФ.
Макси-ассортимент на мини-пространстве
- Основная особенность специализированных магазинов аксессуаров - небольшая торговая площадь, на которой требуется представить большой ассортимент товаров, - продолжает тему Александр Пушков, директор компании «Дозор». - Если оставить в стороне бутики, в которых продаются импортные сумки, портфели и портмоне из натуральной кожи, то основная масса магазинов аксессуаров относится к демократичному формату. Эти две особенности и определяют требования к торговому оборудованию: оно должно быть недорогим, компактным, вместительным, эргономичным и внешне эффектным. Как правило, за основу берутся эконом-панели или перфорированное оргстекло с разнообразными крючками. Вращающиеся стойки для бижутерии могут быть разной высоты: в человеческий рост (для установки на пол) или меньше метра (для установки на прилавке или расчетно-кассовом узле, если нужно сэкономить место). Кстати, часто из желания с максимальной отдачей использовать пространство расчетно-кассовые столы совмещаются с витринами или стеллажами. Например, мы для магазина «Lion» разработали вариант с фасадом-стеллажом для ремней. Делали модели и со стеклянными фасадами-витринами. Из экономии пространства порой дамские сумки подвешивают на эконом-панели на S-образные крючки, так они занимают меньше места, чем если бы стояли на полках. К тому же не каждую сумку можно поставить.
А в магазине «Kiss» штанги для сумок прикреплены к потолку (товар подвешивается на крючки) над стойкой с шарфами и платками. Таким образом, торговая площадь используется максимально эффективно: высота стойки - достаточная для размещения шарфов даже в 2 уровня, а штанги установлены на таком уровне, который позволяет посетителям разглядеть сумки и снять понравившуюся модель, чтобы рассмотреть поближе.
Но, несмотря на желание сэкономить пространство, владельцы магазинов аксессуаров готовы выделять различные их виды и даже отдельные вещицы. Кто-то приобретает застекленные витрины, чтобы «персонифицировать» ряд товаров, кто-то с этой же целью просит разработать стеллажи с ячейками под каждый ремень или бейсболку, кто-то просто устанавливает на тех же эконом-панелях специальные крючки для головных уборов или галстучницы (зигзагообразные приспособления, не позволяющие шелковым изделиям скользить).
Вариантов специального оборудования для продажи аксессуаров сегодня множество. И будет еще больше. Если раньше магазиностроители высматривали оригинальные стеллажи и крепления во время поездок на Запад, то теперь и в России появилось множество иностранных торговых операторов, использующих нестандартное оборудование, то есть образцы для подражания сами приблизились к нам. А это пробуждает фантазию и отечественных разработчиков торгового оборудования.