Фоновая музыка для магазина
Возникает вопрос, а что же значит, для человека способность слышать? В первую очередь, это возможность ориентации в пространстве. Каждый из нас может припомнить несколько случаев, когда как завороженный какой-либо рекламой или песней льющейся из громкоговорителей заходил внутрь бутика и совершал покупку. Припоминаете? Владельцы некоторых торговых точек очень хорошо осведомлены о такой способности людей и постоянно этим пользуются.
Итак, классическая ситуация - Вы открываете магазин одежды, расположенный в большом торговом центре. Вам удалось красиво оформить торговый зал и фасад, и Вы ожидаете, что клиенты сами собой потянутся в магазин. А теперь посмотрим на Вас со стороны потребителя. Что в Вашем магазине особенного и почему покупатель должен зайти именно к Вам, ведь есть еще масса подобных торговых галерей? Вот на этот вопрос порой и трудно найти ответ.
Одним из приемов выделения из ряда однотипных торговых площадей является фоновая музыка для магазинов.
Музыка в магазине обладает одной уникальной особенностью, о которой мало кто задумывается. Музыкальное оформление воспринимается посетителем раньше, чем сам источник звука. А это значит, что привлечь покупателя в магазин музыкой Вы можете задолго до появления Ваших витрин в поле его зрения.
Немного о роли музыки в магазине
Логичный вопрос, который возникает у всех ритейлеров: «А, собственно, для чего нужна музыка в магазине?»
Первая, и наиболее важная цель трансляции специальной музыки для магазина - создание звукового фона. Что это означает? Представите торговый зал, в котором стоит тишина. Вы, входя в него, чувствуете дискомфорт, голос приходится понижать, чтобы Ваши разговоры не были услышаны другими посетителями. В результате Вы покидаете магазин, так и не совершив ни одной покупки. А все потому, что хозяевами данной торговой точки не учтен тот факт, что музыка в магазине создает невидимые перегородки между посетителями, не мешая им нормально переговариваться, при этом, не отвлекаясь на разговоры других.
Однако, не стоит преувеличивать данный факт и делать уровень громкости фоновой музыки в магазине, как на дискотеке. Тогда возникает обратная ситуация - людям, чтобы общаться придется повышать голос, что негативно скажется на их покупательском поведении.
Второе, что необходимо знать о музыке для магазина - это то, что звук обладает способностью влиять на настроение посетителей. Если посетителям нравится музыкальное оформление то, они не торопятся его покинуть и обязательно зайдут вновь.
И чем больше человек находится в бутике, тем больше вероятность, что он что-то купит или купит еще больше. Можно верить или не верить в возможности влияния специальной музыки для магазина на подсознание, но этот простейший прием точно работает.
И, наконец, музыка в магазине позволяет выделиться среди конкурентов. Грамотное музыкальное оформление, отвечающее вкусам целевой аудитории, позволяет выделиться и привлекать посетителей. Особенно это актуально для озвучивания больших торговых центров, где конкуренция очень велика. Отличаясь качеством звучания, во-первых, и специально подобранная музыка для магазина, во-вторых, Ваша торговая площадка точно запомниться музыкальным оформлением.
Музыкально оформленный магазин - это просто!
Все вышеизложенное еще раз доказывает необходимость музыки в магазине. Но при этом важно, чтобы само звуковое оборудование отвечало критериям качественной передачи музыки и голоса.
Основные преимущества, которые дает установка профессионального оборудования:
- равномерное озвучивание помещения;
- возможность без искажений и помех транслировать музыку по всему магазину и речевые сообщения;
- регулировка уровня громкости для различных зон торгового зала. Например, в зоне касс музыка должна звучать тише, чем в зале, а вот в зоне примерочных, наоборот, громче.
- максимально гармонично вписать систему звуковой трансляции в интерьер помещения;
- надежная работа и гарантийное обслуживание.
Музыкальные же центры, даже самые хорошие, не предназначены для трансляции музыки в магазине. Не только из-за неравномерного музыкального покрытия и некачественного воспроизведения музыки, но и отсутствия гарантии производителя при условии его эксплуатации в общественных местах.
Первый этап работ по оснащению звуковым оборудованием связан с проектированием звукового комплекса. Разработку проекта лучше всего доверить профессионалам ввиду особенностей акустических расчетов.
Если Вы готовы к созданию уникального музыкального оформления Вашего магазина, то для начала работы над проектом необходимо знать:
- Тип и размеры помещения
- Зонирование торгового помещения
- Концепция торговой марки или магазина
- Дизайн и интерьер помещения
- Уровень шума в помещении
- Характеристики целевой аудитории
На основе этих данных делается акустический расчет помещения, определяется тип и количество громкоговорителей.
В отношении громкоговорителей следует знать, что они делятся на встраиваемые и корпусные. Первые относительно недороги и позволяют создать максимально равномерное музыкальное оформление. Вторые имеют более широкий спектр применения. Их более рационально использовать в помещениях с низкими потолками, а при наличии защиты и на улице. Они просты в установке и эксплуатации.
Если говорить про технические характеристики громкоговорителей, то следует придерживаться основного критерия оценки их качества: для воспроизведения музыки и речи на одинаково хорошем уровне необходимы только двухполосные динамики. Это означает, что в этих громкоговорителях используются два независимых динамика для воспроизведения низких и высоких частот.
Лучше всего для торговых помещений подходит потолочная акустика. Не считая того, что такие акустические системы обходятся дешевле, они позволяют создать максимально равномерное распределение звука. Когда колонки установлены на стене, то при движении к центру, звук будет уменьшаться, а потом снова увеличиваться по мере приближения к колонке, установленной на противоположной стене.
Конечно, когда торговое помещение очень маленькое, эта неравномерность не ощущается. Но обычно «забросить» звук со стены помещения в его центр оказывается затруднительно. Поэтому надо размещать в середине зала дополнительные подвесные громкоговорители. Или же планировать торговую мебель так, чтобы в центре была непроходная зона - например, «остров» с торговым оборудованием. Когда же необходимое количество колонок находится на потолке, уровень звука не меняется, куда бы посетитель не перемещался. И тогда музыка в магазине не будет отвлекать его от шопинга.
Кроме громкоговорителей в звуковой комплекс входят источники звукового сигнала (MP3, DVD, CD), усилители мощности и разнообразное дополнительное оборудование.
И вот на руках у вас все необходимые расчеты для начала монтажа звукового оборудования. Установить его можно как своими силами, так и с привлечением электромонтажников.
Наконец, оборудование установлено и подключено. Но тут возникает логичный вопрос. Что же должен слышать покупатель, приходя к Вам за покупкой?
Музыка для магазина должна подбираться очень тщательно. Этот вопрос слишком важный, чтобы отдать создание музыкального оформления на откуп вкусам сотрудников торговой точки. Как показывает практика, пристрастия продавцов не всегда совпадают со вкусами покупателей. В торговом зале должна звучать приятная ненавязчивая музыка. Это может быть классика в современной обработке, легкий джаз или современные мелодии, но главное, чтобы музыка в Вашем магазине соответствовала Вашей целевой аудитории. Музыка для магазина подбирается с учетом некоторых рекомендаций: в детских магазинах должны звучать песни из мультфильмов, в продуктовых - нейтральная музыка без слов, в магазине молодежной одежды - ритмичная зажигательная музыка, предпочтительно в стиле продаваемой одежды. В ювелирном отделе - джаз или духовой оркестр. В модных бутиках - фэшн-музыка, аналогичная используемой на модных показах.
При трансляции в магазине подобранной музыки должен учитываться и временной фактор. Вечером должна звучать энергичная музыка. Все направляются домой с работы, поток посетителей большой и необходимо обеспечить высокую проходимость, чтобы люди не застаивались у стеллажей и быстрее осуществляли покупки.
Следует также же предостеречь владельцев торговых площадок от использования в торговом зале радио. Во-первых, play-лист, который транслируется по FM-каналам в большинстве своем, навязчивая, отвлекающая и не всегда корректная. Во-вторых, передаваемая чужая реклама может отвлекать покупателей от главного - выбора товара.
А вот грамотно составленный текст, звучащий в торговом зале, рекламирующий Ваш товар будет способствовать лучшему ориентированию посетителей, и информировать об проходящих акция, скидках, подарках.
Помните, что 70% покупателей обращают внимание на музыку звучащую в магазине.
Грамотно специально подобранная музыка для магазина транслируемая через качественное звуковое оборудование способна повысить статус Вашего магазина в глазах покупателей, создать уникальную атмосферу и стать дополнительным рекламных носителем, способствующим повышению продаж и лояльности клиентов.
Журнал «Управление магазином»
Январь, 2009